Главный дирижер
народный артист УССР (1960)
народный артист СССР (1962)
лауреат Государственной премии УССР имени Т. Г. Шевченко (1976)
Годы работы в оркестре: 1938-1941, 25.01.1946-15.02.1946
Выдающийся дирижер 2-й половины XX века, К.Симеонов начинал свой творческий путь в Минске.
Константин Арсеньевич Симеонов родился 20 июня 1910 года в деревне Кознаково Тверской губернии на берегу Волги и был 10-м ребенком в семье крестьянина Арсения Семеновича Семенова. При крещении православный священник записал фамилию Константина по православной традиции – Симеонов.
В 8-летнем возрасте мальчик был отправлен на обучение в Петроградскую народную хоровую академию (б. Придворная Певческая Капелла, ныне Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга имени М. И. Глинки). На протяжении 10 лет (1918-1928 годы) Константин Симеонов изучал теорию и историю музыки и хорового исполнительства, занимался композицией, освоил фортепиано, гобой, скрипку, получив специальность хормейстера. Благодаря своим выдающимся музыкальным способностям К. Симеонов оказался единственным выпускником Капеллы, которого после ее окончания оставили работать там в качестве помощника главного дирижера (с1928 по 1931 гг.). В 1931 г. он поступил в Ленинградскую консерваторию, которую окончил в 1936 г. Его педагоги — С. Ельцин, А. Гаук, И. Мусин.
В 1936-1937гг. К. Симеонов работал дирижером Республиканского Карельского симфонического оркестра в Петрозаводске, куда получил распределение. А в январе 1938 года принял приглашение своего учителя Ильи Александровича Мусина, который возглавил симфонический оркестр Минской филармонии. Константин Симеонов с семьей переехал в Минск. Здесь он стал работать вторым дирижером симфонического оркестра и одновременно был назначен главным дирижером реорганизованного и расширенного оркестра народных инструментов. Именно К. Симеонов был первым главным дирижером преобразованного оркестра, который находился в стадии становления и нуждался в мощном творческом лидере. И таким
лидером стал молодой дирижер Константин Симеонов. За три предвоенных года он сплотил оркестр и вывел его на новый этап творческого развития. Кульминацией довоенного периода в деятельности оркестра стало его участие в I Декаде белорусского искусства в Москве в 1940 г.
Нападение Германии на СССР прервало активную деятельность молодого дирижера. В первый же день войны в Минске была объявлена мобилизация. Музыканты филармонии получили бронь. К. Симеонов проводил напряженные репетиции, организовывал концертные бригады для призывных пунктов. Попытавшись эвакуировать двоих детей, в суматохе он отстал от подвозившей их машины и потерял на долгих 5 лет (только после войны музыкант узнает, что дети чудом выжили и воссоединились с матерью в Москве). В тот же день он ушел на фронт, не имея ни малейших навыков военной подготовки. «Жаль, что ни в какой технике я ничего не понимаю и остаюсь в этот период профаном – даже в винтовке, которую мне пришлось несколько дней носить на плече (к моему стыду, в окопе мой сосед из кадровых зарядил ее), – писал он жене в Москву в июле 1941 г. – Но я не отчаиваюсь, думаю, что из меня в такой обстановке росо а росо выйдет боевой человек. Из «лабуха» должен получиться боец».
Вскоре Константин Симеонов был контужен и попал в окружение и плен. Потом был нацистский концлагерь для военнопленных Ламсдорф-318-Ф, в котором К. Симеонов находился до самого окончания войны, когда лагерь был освобожден советскими войсками. Пройдя нечеловеческие испытания, в конце 1945 г. после демобилизации Симеонов вернулся в Минск. Но здесь в работе ему было отказано, т.к. он имел клеймо военнопленного.
В апреле 1946 года Константин Симеонов нашел свою семью, которая после эвакуации оказалась в Киеве. Дальнейшие годы жизни и творчества, приведшие к ярчайшему всплеску его дирижерской карьеры, связаны со столицей Украины. Он становится дирижером Киевского театра оперы и балета и уже в 1946 году на Всесоюзном смотре молодых дирижеров в Ленинграде завоевывает первую премию. Еще тогда А. Гаук писал: «К. Симеонов привлек симпатии слушателей скромной манерой держаться, чуждой всякой позы или рисовки, которыми нередко грешат дирижеры. Страстность и романтическая насыщенность исполнения молодого музыканта, широкий размах передаваемых им эмоций, волевой импульс с первых же взмахов дирижерской палочки увлекают за собой и оркестр и слушателей. Симеонова как дирижера и интерпретатора отличают подлинное ощущение музыки, понимание музыкального замысла композитора. Это
счастливо сочетается с умением донести самую форму музыкального произведения, по-новому «прочитать» его».
В должности главного дирижера Театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко в Киеве (1961—1966) К. Симеонов осуществил выдающиеся оперные постановки, среди которых выделяются «Мазепа» Чайковского, «Хованщина» Мусоргского и «Катерина Измайлова» Шостаковича. Музыка последней записана оркестром под управлением Симеонова и в одноименном кинофильме. «Катерина Измайлова» прозвучала в музыкальном мире ярче, чем все оперы того времени в Кировском и Большом театрах», – вспоминал Валерий Гергиев. Д. Шостакович приезжал на репетиции на всех этапах подготовки спектакля. «С первого же прослушивания стало ясно, что главной фигурой в постановке был дирижер, а главным действующим лицом – оркестр, – вспоминала жена композитора Ирина Шостакович. – От дирижера шел основной тонус спектакля, подчиненного решению прежде всего музыкальных задач».
В сезоне 1964/65 года состоялись гастроли К. Симеонова с Большим театром СССР в Миланском театре «Ла Скала». Была показана «Пиковая дама» П. Чайковского. Успех был так велик, что в зарубежной прессе его назвали «русским Караяном».
Зарубежные выступления дирижера успешно проходили в Югославии, Болгарии, Греции и других странах. С 1967 по 1977 гг. Симеонов был главным дирижером Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, вел педагогическую деятельность в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (1969).
Умер 3 января 1987 года, похоронен в Ленинграде на Большеохтинском кладбище.
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени, ордена Отечественной войны II степени и двух орденов «Знак Почёта».