logo cimbaly
Russian English German
Submit to FacebookSubmit to TwitterSubmit to LinkedIn

 

цимбалы

Работала в оркестре с 1.09.1946 по 29.08.1971

Ксения Бржезовская родилась 5 мая 1928 г. в Минске. Отец, Иосиф Доминикович Бржезовский, был сельским учителем. Мать, Нина Васильевна Бржезовская, работала бухгалтером в Минской музыкальной школе. Отец в начале 1930-х был репрессирован и погиб в застенках НКВД. До 1941 г. Ксения жила в Минске, училась в среднеобразовательной и музыкальной школе по классу скрипки Николая Елисеевича Крука. Инструмент ученице не нравился, и по просьбе матери директор школы Израиль Герман (один из основателей нашего оркестра!) перевел ее на отделение фортепиано в класс Варвары Петровны Адамантовой.

В 1941 г. с началом Великой Отечественной войны пешком вместе с матерью Ксения ушла из Минска. По дороге за Брянском во время бомбежки мать погибла, и девочка осталась одна в незнакомой деревне. На протяжении двух лет она работала в деревнях Брянской области на сельскохозяйственных работах. В начале августа 1943 г., переходя из одной деревни в другую, была схвачена немцами и насильно вывезена в Германию в г. Кетвиг на принудительные работы. В январе 1943 г. за брак, допущенный в работе, была отправлена в штрафной лагерь в г. Кёльн. В 1945 г. после освобождения из лагеря Ксения Бржезовская была направлена домой, в Минск.

Ее родной брат Алексей Иосифович Бржезовский в 1939 г. был призван на действительную военную службу и к 1941-му году должен был вернуться домой. Но больше никаких сведений о брате Ксения не получала. Он пропал без вести, – по всей вероятности, погиб на фронте.

По приезде домой Ксения Бржезовская поступила учиться в Минское музыкальное училище по классу баяна и одновременно стала работать в ночную смену на фабрике «Коммунарка». Параллельно начала ознакомительные занятия в классе цимбал у И.И. Жиновича и на 2-м курсе училища была зачислена в стажерскую группу оркестра. На 3-м курсе музыкального училища по совету Иосифа Жиновича перешла на отделение цимбал в его класс и в 1949 г. окончила училище как цимбалистка, после чего сразу поступила в Белорусскую государственную консерваторию (окончила в 1954 г.).

В оркестре Ксения Бржезовская работала в группе 2-х прим, в 1954 г. после окончания консерватории была назначена концертмейстером группы 2-х прим и оставалась в этой должности до самого выхода на заслуженный отдых.

В составе оркестра гастролировала в Канаде (1967) и Польше (1973, была приглашена специально для поездки, т.к. уже не работала в оркестре).

Награждена медалью «За трудовое отличие» (1970 г.).

По семейным обстоятельствам, не имея возможности находиться в длительных гастрольных поездках, вынуждена была оставить работу в оркестре. С 1971 по 1984 гг. преподавала класс цимбал в Молодечненском музыкальном училище.

В настоящее время живет в Минске.

Из статьи «Цимбалы! Ах, цимбалы!» в газете “Літаратура і мастацтва” (1969 год).

Говорят, сколько людей – столько характеров. Особенно это заметно в работе музыканта-инструменталиста. И, видимо, я не открою ничего нового, если скажу, что каждый из них – неповторимая творческая индивидуальность. Одни идут по пути концертанта-солиста, другие отдают предпочтение ансамблевому музицированию либо педагогике. Но есть и такие, кто после первой встречи с оркестром навсегда связывают свою судьбу с этим сложным творческим коллективом, навсегда остаются его частицей…

Вот уже двадцать лет играет в Государственном народном оркестре БССР Оксана Бржезовская – концертмейстер вторых цимбал. Ее детство прошло в атмосфере музыки и театра. Маленькая Оксана была свидетельницей горячих споров о судьбе белорусского искусства. Ее дед, Василий Иванович Вознесенский, был артистом театра Голубка, мать – неизменной участницей танцевальных сцен в спектаклях и пела в хоре. В доме Бржезовских всегда звучала музыка. Бывали тут Нестор Соколовский, артисты театра. Как зачарованная, слушала будущая цимбалистка народные мелодии, которые полюбила навсегда.

Вскоре Оксану отдали заниматься музыкой. Уже на первых занятиях девочка мечтала о том моменте, когда наконец сможет заиграть…

Началась война. Занятия музыкой надолго отошли на второй план. И только песни, которые запали в душу с детских лет, не давали покоя Оксане. Они помогали ей в тяжелые минуты, согревали, не давали застыть детскому сердцу.

После войны Оксана работает на минской фабрике «Коммунарка». Работать приходилось в ночную смену, чтобы иметь возможность днем заниматься в музыкальном училище им. Глинки.

Знакомство со знаменитым музыкантом, руководителем оркестра белорусских народных инструментов многое изменило в судьбе Оксаны. Цимбалы Иосифа Жиновича покорили ее на всю жизнь.

Иосифу Жиновичу понравилась целеустремленность и настойчивость Оксаны Бржезовской. Он пригласил ее в стажерскую группу народного оркестра. Наконец, исполнилась ее заветная мечта: целиком посвятить себя любимому искусству. Рядом с ней были знаменитые мастера Ханон Шмелькин, Станислав Новицкий, Аркадий Остромецкий, которые помогали ей и добрым словом, и творческой самоотверженностью, и просто присутствием…

С успехом закончив музыкальное училище, Оксана Бржезовская поступает в Белорусскую консерваторию.

Приходит зрелость, формируется творческая индивидуальность артистки. В ее репертуаре появляются сложные произведения классиков и советских авторов. Она исполняет новые произведения белорусских композиторов. Вместе с Жиновичем играет двойной концерт для цимбал с оркестром Дмитрия Каминского. Виртуозная техника, музыкальность, трудолюбие дают возможность исполнять такие произведения, как Вторая рапсодия Листа, фантазия на темы оперы «Фауст» Гуно, сочинения Баха, Моцарта.

Вскоре она стала одной из первых помощниц дирижера в его работе. Чуткий ансамблист, который знает секреты преодоления сложных оркестровых технических сложностей, она мгновенно «схватывает» жест дирижера и чутко передает своей эмоциональной игрой его замысел артистам группы. Оксана играет так, что заражает остальных своим темпераментом, вдохновением, влюбленностью. А все вместе цимбалы украшают многоцветную и сложную палитру выдающегося самобытного коллектива.

Много дорог исколесила с Государственным народным оркестром БССР Оксана Бржезовская. Она выступала на Урале, в республиках Прибалтики и Средней Азии, Закавказья и Крайнего Севера. Играла в Канаде на выставке «ЭКСПО-67».

И в эти весенние дни поют цимбалы Иосифа Жиновича. Нет, кажется, такого чувства, о котором не могли бы они рассказать. Доказательство тому – те программы, в которых оркестр под руководством народного артиста СССР И. Жиновича играет и классические страницы музыкальной литературы, и народные произведения, и то, что написано буквально сегодня.

Есть в напеве белорусских цимбал в жиновичском ансамбле струны, которых касается легкой рукой светлоокая артистка. И вплетает она голос инструмента в общее звучание оркестра. Красота необыкновенная!..

Григорий Глайхенгауз.

Календарь концертов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние новости

  • «Песня пра долю» в Вилейке
    «Песня пра долю» в Вилейке На сцене Вилейского Дворца культуры 4 ноября Национальный академический народный оркестр Беларуси имени И. Жиновича…
    Опубликовано %PM, %26 %766 %2016 %20:%нояб
  • "Песня пра долю”, рок-оперу і рэаліі
    "Песня пра долю”, рок-оперу і рэаліі Зайздросцьце: і я таксама пабываў на “Славянскім базары ў Віцебску” дзякуючы Нацыянальнаму акадэмічнаму народнаму аркестру…
    Опубликовано %PM, %20 %798 %2016 %21:%нояб
  • Калі пра смак нашага хлеба задумацца?
    Калі пра смак нашага хлеба задумацца? Казінец з Дудкаў пра вяселлі ў XXII стагоддзі, многа ветру ў вачах, “дрыгву” руху па…
    Опубликовано %PM, %26 %780 %2016 %20:%нояб
  • О творчестве
    О творчестве Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического народного оркестра им. Иосифа Жиновича, народный артист Беларуси,…
    Опубликовано %AM, %12 %196 %2013 %06:%мая
  • «Играть надо для публики, а не для критиков!»
    «Играть надо для публики, а не для критиков!» У заслуженного артиста Беларуси Александра Кремко — мультимузыканта, композитора, аранжировщика и дирижера Национального академического народного…
    Опубликовано %PM, %17 %728 %2015 %19:%окт