Национальный академический народный оркестр Республики Беларусь им. И. Жиновича – единственный в мире музыкальный коллектив. Своеобразность и неповторимость ему придает звучание белорусских цимбал, составляющих основу оркестра. Кроме цимбал различных групп в состав оркестра входят баяны, флейты, гобой, кларнеты, группа ударных, а также белорусская дудка.
При исполнении фольклорных произведений используются разновеликие дудки, жалейки, окарины, а также дуды и лира. Эти инструменты придают звучанию оркестра своеобразную красочность и колорит.
История оркестра – это история развития белорусского профессионального оркестрового народного исполнительства.
В 1928 г. музыкант-энтузиаст Дмитрий Захар создал ансамбль цимбалистов, который в 1930 году стал Белорусским государственным ансамблем народных инструментов. В 1937 г. на базе этого ансамбля был создан Государственный народный оркестр БССР, вошедший в состав открытой в том же году Белорусской государственной филармонии. Первым главным дирижером оркестра стал Константин Симеонов, впоследствии – выдающийся советский дирижер, народный артист СССР. Он возглавлял оркестр с 1938 по 1941 год.
В период Великой Отечественной войны оставшиеся в оккупированном Минске музыканты смогли частично возобновить работу коллектива: в период с 1942 по 1944 гг. при Минском городском театре работал ансамбль цимбалистов.
После освобождения Минска началось возрождение оркестра. В 1946 г. его возглавил замечательный цимбалист, педагог и дирижер, впоследствии – народный артист СССР, лауреат Государственной премии БССР, профессор Иосиф Иосифович Жинович, имя которого присвоено оркестру.
В разные годы в оркестре работали многие известные музыканты и исполнители. Традиции, заложенные Иосифом Жиновичем, успешно сохраняются и развиваются его непосредственным преемником – талантливым дирижером, народным артистом Беларуси, лауреатом Государственной премии Беларуси и премии «За духовное возрождение», профессором Михаилом Козинцом.
Национальный академический народный оркестр прошел славный путь становления от скромного по своим возможностям ансамбля цимбалистов, использующего в программах традиции народного музицирования, до высокотехнологичного коллектива исполнителей-профессионалов, исповедующих строгий академизм в сочетании с виртуозным мастерством.