logo cimbaly
Russian English German
Submit to FacebookSubmit to TwitterSubmit to LinkedIn

Содержание материала

В середине 1920-х годов Дмитрий Захар организовал большой оркестр русских народных инструментов при Минской таможне, куда входило около 50 музыкантов-любителей. Оркестр был так популярен, что во время репетиций под окнами здания, где они проходили, собирались толпы слушателей. Захар всегда открывал форточку, и звуки музыки разносились по улице.

Дмитрий Захар руководил также еще двумя любительскими оркестрами. Ему приходилось заниматься с музыкантами, которые не знали нот: кто-то разучивал партии “с уха”, кто-то играл по цифровой системе, некоторые с помощью Захара осваивали ноты. Энтузиазм оркестрантов и руководителя способствовал, казалось, невероятному: слаженно и вдохновенно звучали произведения композиторов-классиков, обработки народных песен и танцев.

Специального музыкального образования у Дмитрия Захара не было, но он брал уроки по теории музыки, гармонии и композиции у Николая Аладова. Результатом этих занятий стали пьесы для балалайки, гитары и других инструментов. Захар создал также множество обработок белорусских народных песен и танцев, переложил произведения музыкальной классики на различные инструментальные составы.

Оркестр цимбал, жалеек и дудок - главное дело его жизни

В 1927-м году в Минске гастролировала 1-я Украинская капелла кобзарей. Побывав на ее концертах, Дмитрий Андреевич Захар загорелся идеей создания подобного оркестра на основе белорусских народных инструментов. Его энергия, творческий задор, многолетний опыт руководителя, незаурядные организаторские способности и музыкальный талант способствовали тому, чтобы менее чем через год мечта претворилась в реальность.

Прежде всего Захар отыскал единомышленника – мастера музыкальных инструментов Константина Петровича Сушкевича. Вдвоем они начали работу по реконструкции цимбал, которые должны были стать основой будущего оркестра. По чертежам Дмитрия Андреевича мастер Сушкевич сделал цимбалы-приму, цимбалы-альт, цимбалы-тенор, цимбалы-бас и даже цимбалы-пикколо. Захар и Сушкевич существенно расширили звукоряд цимбал. Захар хроматизировал лиру, сделал для оркестра дудки. Одновременно Дмитрий Андреевич искал среди участников музыкальной самодеятельности исполнителей на белорусских народных инструментах и создавал собственные обработки «Лявонихи», «Крыжачка», «Бульбы», «Перапёлки», «Ой, ляцелі гусі» и других песен.

В ноябре 1928 года оркестр белорусских народных инструментов выступил впервые. Два года он просуществовал как самодеятельный, но за это время успел приобрести известность в Минске и стал заметным явлением музыкальной жизни белорусской столицы.

В 1930-м году музыкантам оркестра было предложено поступить без экзаменов в музыкальный техникум. Некоторые воспользовались этим предложением, некоторые – нет. Коллектив временно распался. Но в том же году на его базе был создан Белорусский государственный ансамбль народных инструментов, основную часть которого составляли уже учащиеся музыкального техникума. Вот тогда в этот ансамбль, которым по-прежнему руководил Дмитрий Захар, пришел и Иосиф Жинович, в то время уже занимавшийся на теоретико-композиторском отделении техникума у Николая Аладова.

f

В состав Белорусского государственного ансамбля народных инструментов вошли:

  • Дмитрий Захар – художественный руководитель, дудка
  • Ефим Фридман
  • Бенциан Фридман
  • Израиль Герман
  • Михаил Щербó
  • Николай Плащинский
  • Иосиф Липницкий
  • Василий Самсонов
  • Ханон Шмелькин
  • Станислав Новицкий
  • Константин Сушкевич
  • Иосиф Жинович

 Это были первые музыканты оркестра – те самые «12 апостолов», которые светом своего подвижнического труда и музыкального таланта осенили дальнейший многолетний путь нашего замечательного коллектива.

Календарь концертов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние новости

  • «Песня пра долю» в Вилейке
    «Песня пра долю» в Вилейке На сцене Вилейского Дворца культуры 4 ноября Национальный академический народный оркестр Беларуси имени И. Жиновича…
    Опубликовано %PM, %26 %766 %2016 %20:%нояб
  • "Песня пра долю”, рок-оперу і рэаліі
    "Песня пра долю”, рок-оперу і рэаліі Зайздросцьце: і я таксама пабываў на “Славянскім базары ў Віцебску” дзякуючы Нацыянальнаму акадэмічнаму народнаму аркестру…
    Опубликовано %PM, %20 %798 %2016 %21:%нояб
  • Калі пра смак нашага хлеба задумацца?
    Калі пра смак нашага хлеба задумацца? Казінец з Дудкаў пра вяселлі ў XXII стагоддзі, многа ветру ў вачах, “дрыгву” руху па…
    Опубликовано %PM, %26 %780 %2016 %20:%нояб
  • О творчестве
    О творчестве Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического народного оркестра им. Иосифа Жиновича, народный артист Беларуси,…
    Опубликовано %AM, %12 %196 %2013 %06:%мая
  • «Играть надо для публики, а не для критиков!»
    «Играть надо для публики, а не для критиков!» У заслуженного артиста Беларуси Александра Кремко — мультимузыканта, композитора, аранжировщика и дирижера Национального академического народного…
    Опубликовано %PM, %17 %728 %2015 %19:%окт